Логоритмика — основы правильной речи

26.01.2016

Формирование у детей правильного произношения.

Период от 2-3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса (в 3-4 раза). Возрастает понимание ребенком речи. В речи детей преобладают слова-названия, глаголы. Ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. Однако речь детей еще несовершенна. О звукопроизношении ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов. В этом возрасте важно научить детей четко, громко(тихо), быстро(медленно) произносить гласные звуки и простые согласные: а, о, у, ы, и, э, м, п, н, т, к, в, ф и д.р. Звуки с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, л ребенок обычно или пропускает или заменяет(с-ф, ш-с, р-л). Необходимо развивать у детей слуховое внимание, речевое дыхание, голос.

Поиграйте с детьми дома:

Развитие слухового внимания.

  • Игра «Хлоп-топ».

Мама тихо хлопает в ладоши — ребенок прыгает, мама затопала — ребенок бежит к ней.

  • Игра «Узнай что звучит»

Ребенок закрывает глаза или отворачивается, мама звенит колокольчиком, переливает из стакана в стакан воду, шуршит бумагой, режет бумагу ножницами и т.д. — ребенок должен сказать что сделала мама. Предложить ребенку послушать звуки за окном: Что шумит? (деревья, ветер); Что гудит (машина); Кто кричит (ребенок) и т.д.

Развитие речевого дыхания.

  • Игра «Пускание корабликов».

Таз с водой, два бумажных кораблика, ребенок вытягивает губы трубочкой и дует на кораблик (следить, чтобы ребенок не надувал щеки).

  • Игра «Поздоровайся»

Как здоровается курочка? (Ко-ко-ко), гусь (Га-га-га), корова (Му-му-му) и т.д. Следить чтобы ребенок произносил звукосочетания на одном выдохе.

Развитие силы голоса.

  • Игра «Позови» 

Попросите ребенка позвать, куклу, мишку и т.д.: «Миша, иди!» Следить, чтобы дети звали громко, но не кричали.

  • Игра «Взрослые и детки»

Мама — мышка «Пи-пи-пи» (громко), мышонок — детка «Пи-пи-пи» (шепотом) и т.д.

  • Игра «Дует ветер»

Сильный ветер, ребенок (гудит) — у — у -у (громко), слабый ветерок у — у — у (тихо). Играя с ребенком, Вы создаете условия для развития у него правильной речи.

Особенности развития речи детей 3-го года жизни.

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию. Все возрастные неправильности произношения исчезают к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под Задать миниатюру влиянием речи взрослых. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была полноценной.

Чего надо избегать родителям?

Не сюсюкать, не лепетать, подстраиваясь под речь ребенка  («Вовочке бо-бо», «Машенька будет ням-ням»). Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки. Не заучивать слишком трудные для произносительных возможностей ребенка стихотворений. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.

Как помочь ребенку овладеть чистой речью?

Необходимо следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, внятной. Развитию четкой артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка. Знакомить детей со звуками речи следует в игровой форме(с — песенка водички, з — песенка комара, ж — жужжит жук, ш — песенка ветра, р -мотор самолета).

Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лошадки, цокают копытами(язычком); жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки. Дети с удовольствием повторяют, как звучит дудочка(ду-ду-ду), маленький колокольчик(дзинь-дзинь), большой колокол(дон-дон-дон). Такие игры не только развивают правильное звукопроизношение, но, что очень важно, предупреждают возникновение речевой патологии.

Go top